Пока участники VIII Международной драматургической лаборатории только приступают к написанию пьес, Арина Карпович анализирует тексты, написанные на VII Международной драматургической лаборатории.
VII драматургическая лаборатория: что получилось?
С 19 по 21 апреля на малой сцене РТБД были презентованы пьесы VII Международной драматургической лаборатории. Екатерина Чекатовская, Алёна Иванюшенко, Виктория Воробей и Алексей Макейчик разрабатывали концепции своих будущих пьес совместно с иностранными режиссёрами. Куратором лаборатории выступила Елена Исаева. Работы получились эмоциональными и остросоциальными.
В «Апошнім сняданку» (реж. Ася Яковлева) Екатерина Чекатовская помещает героев в типичную для постсоветских стран ситуацию. Отец-алкоголик терроризирует жену и дочь. Мать (Антонина) терпит побои и скандалы десятилетиями, но не уходит, потому что некуда. Аня пытается побороть зависимость отца, но, естественно, из этого ничего не выходит.
Параллельно развивается история школьного педагога-психолога Полины. Её детство проходило также, как и у Ани – рядом с пьющим отцом. Полина решает, что обязана помочь девочке.
«Апошні сняданак» – попытка осмысления того, насколько сильное влияние человек с зависимостью оказывает на своих близких. Один из главных вопросов пьесы – можно ли любить человека, который каждый день приносит тебе страдания, – остаётся без ответа. Просто потому, что однозначного ответа не может быть в принципе.
«ПАЛІНА: … Так і буду яго ўсё жыццё памятаць смярдзючым алкашом. Блін, як у цябе так атрымліваецца захаваць светлы вобраз?!
МАША: Не ведаю. Ён хутка памёр. Недзе за год згарэў. У яго быў парок сэрца, не вытрымаў такой нагрузкі ад алкаголю. Я апошні год перад яго смерцю таксама прыгадваю. Але гэта ўсяго толькі год. Шчаслівых гадоў было больш.»
Полина решает отравить отца Ани. Аня не протестует, а даже предлагает варианты: например, задушить отца. У неё есть очень хорошая подушка из гусиного пуха.
Пьесу «Ты найдёшь Алису под старым снегом» (реж. Евгения Давиденко) написала Алёна Иванюшенко. «Всё происходит в частном маленьком доме. В нём постоянный ремонт. Нет уюта. Смешение стилей, цветов и фактур. Как будто передумали делать
На протяжении всей пьесы герои преломляются. Алиса студентка, Вера – мачеха (Алиса назвыет её «Мама Вера»). Но в доме их роли меняются. Вера беспомощна: постоянно забывает, куда и зачем шла. Она чувствует, что стареет и очень этого боится.
Часто Алиса сбегает в мир фантазий, потому что в реальности её окружает разруха и неопределённость. Чтобы не запутаться в мирах, Алиса всё снимает на видео. А в моменты, когда становится совсем тяжело, пересматривает их.
На видео есть Саша – близкая подруга. Она подарила Алисе шиншиллу. Когда-то давно между девушками было сильное, взаимное чувство, но Саша оборвала все связи. Есть отец, он и построил этот дом. А потом пропал. Умер или уехал – в этом отношении автор не очерчивает чётких границ.
Это рассказ о борьбе Алисы с самой собой, с обязанностими, которые ей навязали и с домом, который засасывает в себя всё сильнее.
Кто побеждает: дом или Алиса, каждый решает для себя сам. В своих пьесах Алёна не ограничивает свободу читателя и зрителя. «Алиса распахивает окна, эта стена ещё на месте. Слушает шум и треск поездов. Сзади Вера, гости и Саша завтракают глазированными сырками. На обеденном столе красивые свежие цветы. Все они обсуждают планы на ремонт. Планы дорогие и амбициозные. А во дворе цветут вишни. Алиса и не заметила, что уже весна. А ты? Хотя, какая уже разница.»
Виктория Воробей в пьесе «Выход» (реж. Елизавета Машкович) развивает события быстро. Иногда настолько быстро, что ты даже не успеваешь всё осмыслить.
«Наивная студентка» Яна знакомится с Борисом, тридцатилетним одиноким мужчиной. Их первая встреча происходит не в реальности, а в онлайн-игре. Вообще, у Яны жизнь идёт как надо: и парень есть, и заботливый (иногда чересчур) папа. И вроде бы всё хорошо, но парень уделяет ей мало внимания. Поэтому девушка сближается с Борисом. Эмоционально, не физически. А Борис абьюзер и психопат, поэтому все эти эмоциональные близости ему не интересны.
Он шантажирует Яну. Яна дура, поэтому приезжает к Борису домой и случайно его убивает. Потом приезжает отец Яны и помогает избавиться от трупа. Но Яна не выдерживает и совершает самоубийство. И всё. Пьеса заканчивается.
Прочитывается посыл о том, как опасно находиться в зависимости от человека. Как важно, чтобы рядом были люди, способные помочь (не в смысле спрятать труп, а в смысле психологически помочь), но из-за некоторой недосказанности и рваности событий тяжело идентифицировать героев с собой и, соответственно, сопереживать им.
«Путаницу» (реж. Миляна Чосич) написал Алексей Макейчик. Денис – обычный мужчина средних лет. Страдает от панических атак, которые появились после того, как от него ушла жена. Он обращается за помощью к психологу Марте.
Марта тоже немолода, но на самом деле она рядовой бухгалтер и только притворяется, что работает психологом. Делает она это не очень профессионально, поэтому со временем Денис обо всём догадывается. Но, тем не менее, продолжает ходить на сеансы. Тут, в принципе, ничего странного нет. Во-первых, Марта неплохой слушатель. Во-вторых, между ними возникает симпатия.
Кое-как, но Марта всё же докапывается до проблемы Дениса – постоянное чувство вины перед братом. Потом случается конфликт, благодаря которому герои меняются местами, и теперь уже Марта рефлексирует насчёт себя и своей жизни, надеясь на поддержку Дениса. Их история заканчивается относительно хорошо, потому что герои решают съехаться и завести козу.
Макейчик иронизирует над своими героями, помещая их в абсурдные ситуации, но при этом всё же закладывает важную мысль: «…хочешь злись, хочешь, не злись, но я только себе должен. И это не проявление эгоизма, а здравый смысл. Я хочу быть счастливым человеком, хочу жить так, как мне хочется. Вот это я себе должен. А все остальные долги делают меня несчастным».
Фотоотчет:
РТБД/ЦБД 28 ноября
РТБД/ЦБД 16 ноября
РТБД/ЦБД 4 ноября