29 мая состоялась презентация итогов VII Международной драматургической лаборатории, куратором которой являлась Елена Исаева. Шесть пар, состоящих из драматургов и режиссеров, презентовали идеи своих пьес, синопсисы и зачитывали уже готовые отрывки. В этом году участники обратились к остросоциальной проблематике, и лейтмотивной стала тема созависимости.
Алена Иванюшенко и Давит Чхартишвили презентовали идею пьесы о матери и дочери, которые не могут разорвать порочный круг болезненных отношений. Коммуникация близких людей доходит до абсурда: мать хочет быть похожей на дочь и полностью контролировать ее жизнь, а дочь настолько привыкла, что не замечает этого и бессознательно копирует мать. Обращение к проблеме созависимых отношений – попытка понять, как выстроить доверительные связи без манипуляций.
Пьеса Екатерины Чекатовской и Анны Яковлевой посвящена проблемам детей, выросших в семьях с отцами-алкоголиками. Героиня-подросток любит и одновременно ненавидит своего пьющего отца и не понимает, как справиться с таким противоречивым, изматывающим ее чувством. На помощь приходит преподавательница-психолог, которая пережила подобное в детстве, однако не «проработала» свою травму. Желая помочь ученице, она решает убить ее отца, чтобы облегчить девушке жизнь. История становится перверсивной, и попытка быстро избавиться от душевной боли рождает новые проблемы.
Ната Корнеева и Антон Макуха планируют создать пьесу в стиле киберпанка. Героине настолько не нравится ее тело, что она поменяла в нем практически все. Ни бодипозитив, ни другие практики принятия своего тела не являются для нее выходом. В конце концов история доходит до абсурда: героиня собирается удалить себе желудочно-кишечный тракт, но, как выясняется после, приходит в больницу и пропадает без вести. Попытка следовать идеалам общества приводит к пугающим последствиям. Но вопрос, как преодолеть свои комплексы, остается открытым.
Черновое название пьесы Андрея Иванова и Дениса Федорова – «Владычица морская». Героиня предпенсионного возраста ради молодого любовника берет кредиты в банке и каждый раз рассказывает почти одинаковые истории, чтобы получить деньги. Она пребывает в мире фантазий, который комфортно создает себе сама, и совсем не хочет возвращаться в жестокую реальность. Однако рано или поздно это приходится сделать, и героиня остается одна у разбитого корыта.
Виктория Воробей и Алексей Размахов в своей пьесе размышляют о двойной жизни. Молодая студентка-отличница, которая подвергается контролю со стороны своих родителей, познает мир ролевых игр (не тех, которые в спальне). Примеряя на себя роль проститутки она знакомится с рыцарем, который готов с ней общаться, не обращая внимания на ее «низкое» происхождение. Между героями завязывается странный роман, несмотря на то, что в реальной жизни у девушки уже есть парень. Нарастающее чувство вины к своему молодому человеку и родителям заставляет разорвать сладостный и порочный круг отношений в мире ролевых игр. Однако сделать это сложно – отношения, начавшиеся как игра, становятся реальностью и приводят к убийству.
Алексей Макейчик и Миляна Чосич подняли тему детских травм. Главный герой столкнулся с панической атакой и решил обратиться к психотерапевту. На протяжении всей пьесы он пытается разобраться в своем детстве и наладить отношения со своей девушкой. В какой-то момент рядом с ним оказывается маленький мальчик – его сын. Однако, оказывается, что этого мальчика видит только главный герой – это его внутренний ребенок, который должен ему помочь. Зачастую детские травмы переходят во взрослую жизнь, и разобраться с ними становится все труднее.
В этот раз драматурги исследовали травматичность любых человеческих отношений и попытались понять, как можно выстроить здоровую коммуникацию.
Пьесы будут презентованы в конце года в формате читок.
*На подведении итогов лаборатории были презентованы замыслы пьес. Сюжеты могут изменяться во время работы драматургов над текстами.
РТБД/ЦБД 28 ноября
РТБД/ЦБД 16 ноября
РТБД/ЦБД 4 ноября