test

Интервью с участниками ХIII Международной драматургической лаборатории: Женя Бачило, Алексей Демидчик

XIII Международная драматургическая лаборатория.

Новая пара «драматург-режиссер»:

Женя Бачило – Алексей Демидчик

Про пьесу

 Кодовое название – «Маша и дед».

Страдающая от нереализованности девушка Маша пытается найти смысл своего существования через налаживание личной жизни, но каждое свидание заканчивается тотальным разочарованием. Случайным образом героиня знакомится с восьмидесятилетним мужчиной, с которым у нее выстраивается любовная связь, основанная на неприязни и влечении. По ходу развития отношений девушка окончательно теряет тягу к жизни, в результате чего становится женским воплощением аморфного старения.

Мини-интервью с авторами

Начнем с конца! Вы выбрали необычную форму презентации вашей будущей работы Telegram-канал, где героиня рассказывала свою историю, делилась мыслями, переживаниями. Как родилась такая идея и получит ли она продолжение? Или это был эксперимент в рамках «лабораторных» поисков?

Женя. В этом вопросе я шла и иду за Лешей. Это его задумка. Я была уверена, что форма променад-спектакля поможет нам (мне в частности) понять героиню, «сформулировать» ее. Просто как один из способов исследования жизни Маши. В итоге, уже после, мы сошлись на том, что если и продолжать развивать придуманную нами историю, то только в рамках той самой формы Telegram-канала. Ведь сам сюжет неприятен на всех уровнях восприятия, из него легко сделать сценическую спекуляцию, декоративку. А формат группы в Telegram поможет сфокусироваться не на внешнем действии, а на боли, которая привела ко всему событийному ряду. Возможность полного погружения делает историю более честной.

Леша. Мне показалось, что созданная на лаборатории история настолько фантасмагорична, что она не будет звучать со сцены так, как нужно. Все события стоит преподнести как субъективный взгляд главной героини на происходящее вокруг нее. Как если бы девушка делилась с подругой рассказами о своей жизни. Я думаю, что эта история будет лучше воспринята, если зрители будут читать ее. Она нереальна на сцене, но может возникнуть в форме переписки…. Разговор тет-а-тет позволит сделать повествование более личным.

Женя. Да, на тебя не влияет ничего, кроме тебя самого. Этот текст – средство, позволяющее зрителю проявить собственную индивидуальность… Правда, есть ощущение, что возникшую историю надо серьезно перерабатывать. И будет ли оправдана форма, если содержание изменится…пока сложно сказать.

То есть вы недовольны рожденной на лаборатории историей? Не было найдено ее ядро?

Леша. Мне показалось, был проведен этап поиска материала. Мы нашли «пререзку». Как сценографы создают черновой макет декорации, так и мы вышли к материалу. Ведь чтобы создать полноценное произведение, нужно перерыть огромное количество источников, даже сочинить их. Важно, чтобы пьеса рождалась не от нехватки чего-то     , а от избытка. Не высасывать. Мы наработали материал, даже смогли приблизиться к форме. История не до конца найдена, но как первоначальный вариант, примерка, подход – да!

Женя. Нам работать и работать. Когда ты очень долго живешь с замыслом, тяжело принять тот факт, что у тебя теперь есть человек, который смотрит на твои идеи свежим взглядом, через призму своего опыта, собственных идейно-эстетических принципов. Он может что-то     не понимать, отрицать твое видение, но он хочет помочь. А тебе, в свою очередь, просто тяжело абстрагироваться от внутреннего понимания, о чем ты хочешь говорить. Все становится чем-то     абстрактным, оттого тяжело четко определить идею, тему, мотивы, логику…по сути, когда вы переходите к работе, ты понимаешь, что на самом-то деле у тебя нет ничего. Но важно осознать, что это нормально, особенно, когда к тебе приходит человек, искренне заинтересованный в том, чтобы помочь создать тебе ЦЕЛОСТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. Нормально, если идея постоянно развивается, перерабатывается. Она может развиваться циклично: гусеница превращается в бабочку, бабочка – в гусеницу…и так по кругу. Главное – движение. Потом ты выйдешь из замкнутого круга, нащупаешь индивидуальный путь. Но на первоначальном этапе тяжело перебороть свою закостенелость. Нужно очень долго искать отправную точку, иначе во всей этой работе не будет смысла. Пока этой точки нет. Есть зачаток.

А как вы выбирали напарника?

Леша. Самым важным критерием для меня было существование в одной эстетической системе, чтобы совпадали взгляды на вещи, процесс и театр. И очень хотелось говорить не просто об одном, но и на одном языке. Ведь разный взгляд на вещи, восприятие действительности могли бы застопорить работу. Конечно, хотелось, чтобы человек был интересный. Если нет взаимопонимания, то все сложно…

Женя. Я хотела знать, что мне не будет страшно поделиться тем, что сидит внутри. А это очень важно, ибо наша будущая пьеса – это переосмысление, исследование всего, что во мне сидит. С одной стороны, было желание полностью довериться человеку, не стесняться говорить, быть честной. С другой стороны, я очень не хотела воспринимать напарника как идола…боялась превратиться в стенографистку (смеется)…засомневаться в себе, не суметь услышать режиссера и просто, без эмоционального подключения, выполнять все, что он будет говорить… Не всегда чувствуешь себя полноправным отстаивать свое. Подсознательная установка «человек знает лучше»… Но увидела Лешу и почувствовала, что мне комфортно его слушать, смотреть на него. Мы еще толком не были знакомы, а он уже заставил доверять ему. Мне стало ясно, что мы будем проявляться вместе. В дуэте. Не превращая друг друга в рабов.

Возможно, еще рано говорить на эту тему, но все же…О чем пьеса «Маша и дед»?

Женя. Я люблю говорить так: ОБО ВСЕМ. Мы размышляем о человеке, на общее состояние которого влияет совокупность факторов. Ведь тут и про разочарования, и про чувство ненужности, и про неуверенность, и про отсутствие адекватного отношение к себе, и про несоответствие возрасту…и еще много «про». Все это рождается из внутренней пустоты, непонимания, куда в дальнейшем двигаться. Поэтому…обо всем, что связано с человеком и его жизнью. Но прежде всего про несоответствия между личностью и окружающим ее миром. А все остальное… Пускай режиссер вычленяет главную тему (смеется).

Леша. О поиске себя, мне кажется. По крайней мере, я бы хотел, чтобы она была поиске себя. Не о противостоянии старости, а про познание себя на разных уровнях: телесном, духовном, любовном, интеллектуальном… А в глобальном смысле – про то, как нужно жить.

В чем заключается важность, уникальность прошедшей лаборатории?

Женя. В людях, возможности узнавать, изучать их. Потому коммуникация с людьми – самое главное, что дает лаборатория. Люди настолько уникальны, самобытны, что, сами того не понимая, меняют тебя. Происходит слияние человеческих душ и мыслей, которое, к тому же, является частью работы и досуга. В целом, подобные форматы позволяют познать самого себя. Через общение и работу с прекрасными людьми ты определяешь свое духовное и моральное состояние в данный момент, что помогает найти интересующие тебя темы, проблемы, истории. Лаборатория дает шанс понять себя. Правда, потом она заканчивается, и чувствуешь себя маленьким ребенком, которого кинули в море. Теперь ты должен спасать себя сам. Возвращаешься в сложный мир одиночества. И нужно очень постараться сфокусироваться на том, что эти пять дней созидания и общения были, каким-то образом повлияли на тебя. Не уходить в грустные настроения, вызванные окончанием лаборатории. Ты пребывал в бесконечном счастье и теперь должен сделать все возможное, чтобы забрать его с собой. В свою обыденность. Чтобы найденные на лаборатории ресурсы, смыслы и чувства стали частью тебя, помогали творить, писать и просто жить.

Леша. Может родиться новое произведение. Да, оно может и не родиться, но лаборатория – это возможность попробовать создать что-то          новое. Сама специфика таких форматов позволяет драматургам выйти за пределы привычного круга творческой работы. Взглянуть на свой замысел глазами другого человека. Где-то вдохновиться, расстроиться…но в любом случае это поможет автору к чему-то прийти… Все не просто так. В целом, лаборатория – это про очень экологичный, здоровый творческий процесс. Он словно позволил вернуться мне в студенчество. Чувство, будто я ходил по кругам перерождения. Очень интересно наблюдать, как незнакомые до этого люди сплачиваются, вовлекаются, превращаются в соавторов. Отсутствие времени на раскачку содействует моментальному включению в работу, запуску процесса. Важно, что существование в скоростном режиме не мешает вам устанавливать эмоциональный контакт. Осознание конкретного дедлайна уже позволяет тебе стать чутким, понимающим, внимательным по отношению к напарнику. Все участники будто «об одном»…разные, но «об одном». В глобальном смысле каждого волновали одни и те же вопросы…. Сама атмосфера запала в душу, вдохновила меня.

18.11.2023 г.
Конкурс пьес, посвященных 80-летию Победы

Министерство культуры/Союз писателей Беларуси/РТБД

Театрализованное чтение отрывков из поэмы Якуба Коласа «Сымон-музыка»

РТБД/ЦБД/Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа 11 апреля