test

Интервью с участниками ХIII Международной драматургической лаборатории: Евгения Прохорова, Алена Змитер

В сентябре 2023 года на базе санатория «Ракета» прошла ХIII Международная драматургическая лаборатория. Пять дней молодые драматурги в паре с такими же молодыми режиссерами активно работали над своими драматургическими текстами. Способ работы Ярославы Пулинович, куратора, предполагал не просто поиск идеи, темы, конфликта и приблизительного сюжета, а создание полноценной структуры пьесы, анализ персонажей, поиск их мотиваций. На протяжении всей лаборатории участники находились в бесконечном творческом поиске, который, к слову, не заканчивается и до сих пор: весной 2024 года каждая из пар представит свою полноценную пьесу.

Мы подготовили серию интервью с участниками лаборатории, чтобы подробно вас познакомить с каждым замыслом.

Итак, первая пара «драматург – режиссер»:

Евгения Прохорова – Алена Змитер

 

Про пьесу 

Кодовое название – «Комната Корделии» (история о короле Лире глазами одной из его дочерей).

Молодые люди из враждующих семей влюбляются друг в друга, сын узнаёт об убийстве отца и решает отомстить… Шекспировскими героями авторы говорят о власти Эго и о его разрушительной силе в союзе с эмоциями. О поиске места в самих себе, о значении «Я», через которое осуществляется жизнь природы.

Мини-интервью с авторами

Расскажите о ваших впечатлениях от лаборатории.

Евгения. Впечатления остались неожиданные…неожиданно восхищенные. Я ехала на лабораторию в некотором напряжении, а уезжала с мыслью: «ого, так может быть». Ведь всегда есть страх, что ты не сможешь найти общий язык с людьми, и потому много времени тратишь на размышления о том, как себя вести в той или иной ситуации. В итоге же все опасения оказываются напрасными: мы с Аленой случайно стали соседками по комнате, и вот еще не успели разобрать вещи – а уже не можем перестать разговаривать. Кажется, нас соединил один эмоциональный контекст. Мы сошлись по нашему внутреннему содержанию, и это очень ценно. Впервые за долгое время я почувствовала, что нахожусь в одном пространстве с единомышленником. Мы вцепились в одну идею, словно плели веретено сюжета! Вступали в оживленные дискуссии, которые со стороны могли быть похожи на конфликт. На самом же деле мы были очень вовлечены, увлечены процессом, и потому все громкие обсуждения просто еще раз доказывали нам самим, что разделение на пары прошло очень удачно.

Алена. Для меня это была первая лаборатория, первое полноценное сотрудничество с драматургом, поэтому…лучше и не придумаешь! Я ехала уже с определенным замыслом и не знала, получится ли найти человека, в которого «попадет» моя идея. К тому же, когда речь идет уже о живущей в голове задумке, страшно неосознанно навязать свое мнение, не дав драматургу пространства для поиска… А потом я познакомилась с Женей. У нас оказалось очень много точек соприкосновения, при этом разный опыт и профессиональное мышление, что только укрепило этот тандем. Поэтому хочется описать мои чувства одним словом: «ВАУ». Это было очень продуктивно. Изначально было желание структурировать все идеи, простроить целостную историю, и Женя, мой прекрасный драматург, помогла осуществить этот план.

То есть идея переосмыслить линию взаимоотношений короля Лира и Корделии принадлежала режиссеру?

Алена. У меня была определенная тяга к этому тексту. Кажется, что я полюбила эту пьесу еще до того, как прочитала ее меется). Думаю, у всех режиссеров есть списочек произведений, к которым они бы хотели обратиться. «Король Лир» всегда находился там. Но с самого начала я чувствовала, что для воплощения моих задумок нужен драматург. И очень радостно, что они нашли своего автора. Я верю в мир идей, и если живущий в голове замысел все-таки нашел проводника, то так должно было быть, его возникновение не было случайным…..

Евгения. Я понимаю, что у каждого творческого человека есть тема, которая проходит сквозь весь его путь. На данный момент вопросы инициации, попытки женщины вписаться в этот мир откликаются во мне особенно сильно. Когда Алена рассказала про свой интерес к Шекспиру, я поняла, что в истории короля Лира гораздо больше феминного, чем нам может показаться. В целом, в каждой сильной мужской истории много нереализованной женской энергии. Переверните наизнанку любой сюжет о потери власти, статуса, самоуважения. Что вы там увидите? Женщин.

Не было ли давящего, сковывающего чувства ответственности? Все-таки идея переписывания шекспировских сюжетов достаточно рискованная.

Евгения. Если бы у меня не было опыта работы с текстами этого драматурга, попыток их художественного переосмысления, я бы, наверное, испугалась. С другой стороны, я являюсь «слугой материала» и должна провести его через себя. Ведь Шекспир – это не персона. Он – идея. Его мир непостижим. Каждый герой – это отдельная философия жизни, определенная концепция, взгляд. А моя задача заключается в том, чтобы хотя бы ненамного приблизиться к ним, раскрыть их неожиданную сторону.

Алена. На мой взгляд, Уильям Шекспир – это уже мифология. Все истории, образы, вдохновленные его текстами, хотят и должны прозвучать. Если что-то   ищет через меня выражение, я должна дать жизнь этой идее. Стать посредником между двумя мирами. Шекспир – наш друг, коллега. Мы растем вместе, он – часть нашего творческого пути. Если результат этого опыта окажется неудачным, значит, мы выросли вдвойне.

О чем пьеса «Комната Корделии»?

Евгения. «Король Лир» в нашем прочтении – это пьеса об искривленной душе женского начала. О надломе, который инициируется в дочерях, чьи сущности дают понять, чему на самом деле их родитель посвятил свою жизнь. И это редко остаётся история об отцах. Только если о женщинах в мужчине.

Алена. Мы хотим обратить внимание на проблему проекций, которые затуманивают сознание. В оригинальном тексте эта тема звучит на уровне лейтмотива, но нам важно поговорить именно о неготовности видеть окружающий мир. Люди зачастую делают из человека окаменелость, игнорируя то, что он меняется с каждым днем. Наш текст – это размышление о том, как перестать воспринимать друг друга в качестве объектов, начать видеть в окружающих что- то живое, настоящее… позволить людям сбываться…

Чем выездная театральная лаборатория отличается от других форматов сотворчества?

Алена. Важно сменить обстановку. Ты сбиваешь свой собственный ритм и от этого начинаешь по-другому мыслить. Выездная лаборатория – это про концентрацию. Там рождаются замыслы, нуждающиеся в своего рода «термообработке», которую тебе может дать изоляция от внешнего мира. Есть лишь твое дело и партнер. У любой идеи очень тихие шаги, выезд за город позволяет прислушаться, уловить их. И, конечно, возможность непрерывной коммуникации с людьми, объединенных одним глобальным делом, позволяет «создать почву мыслей». Ведь ты вступаешь в темноту, и намного легче, спокойнее, когда кто-то   может поддержать, помочь понять, что ты двигаешься в верном направлении.

Евгения. Тебе дают полное право утонуть в процессе, не выплывая из него до последнего дня. Но важно самому себе разрешить превратиться в «слугу идеи» и немного отодвинуть собственную личность, ведь это уже совсем другой уровень работы. Если ты находишься в сложных отношениях с самим собой, то вся специфика выездной лаборатории может стать для тебя скорее «минусом», чем «плюсом». Огромное значение имеет и творческая группа лаборатории, важен микроклимат и доверительная атмосфера. В этот раз сложилось все. Мы утонули и не выплывали.

Алена. Во многом это заслуга нашего куратора – Ярославы, подход которой очень повлиял на наше самочувствие во время лаборатории. В целом, удивительно осознавать, что за очень короткий срок твоя еще не до конца четкая идея обрела форму, глубину, превратилась в полноценную систему смыслов.

27.10.2023 г.
Конкурс пьес, посвященных 80-летию Победы

Министерство культуры/Союз писателей Беларуси/РТБД

Театрализованное чтение отрывков из поэмы Якуба Коласа «Сымон-музыка»

РТБД/ЦБД/Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа 11 апреля