Воронеж уже в седьмой раз собирает участников со всего мира на международный Платоновский фестиваль искусств. В этом году участие приняли 17 стран с 4 континентов. Помимо спектаклей драматических театров, в программу были включены выставки, концерты, творческие резиденции и образовательные проекты.
Главным событием дополнительной программы стали Дни белорусской драматургии. Театральный критик Кристина Матвиенко вместе с руководителем Центра белорусской драматургии Александром Марченко выбрали белорусские пьесы 2012 – 2017 гг., которые и были прочитаны в рамках фестиваля с 9 по 11 июня. В программу вошли тексты «Синдром Медеи» Юлии Чернявской, «Лондон» Максима Досько, «С училища» Андрея Иванова, «Летели качели» Константина Стешика, «Москоу Дримин» Виталия Королева, «Три дня в аду» Павла Пряжко. Организаторы пригласили в Воронеж нескольких авторов – Павла, Андрея и Константина. Таким образом, зрители смогли напрямую пообщаться с драматургами во время обсуждения пьес.
Впечатлениями от сценических чтений делится Александр Марченко:
«Мне и Кристине Матвиенко казалось важным услышать отклик зрителя, поэтому в процессе обсуждений мы постарались опираться на их эмоции и размышления – в них, что очень приятно, не было недостатка.
Не единожды возникал разговор про инфантилизм. Про то, как процесс становления цивилизации убивает индивидуальность. Про понимание, что внутри сегодняшнего человека, сталкивающегося с горем другого, ничего не происходит, и это горе не откликается. Много говорили об эмиграции и внутренней миграции к себе. Об аде как системе. О любви к людям и месту, где родился и живешь.
В сценических чтениях были задействованы актеры из разных театров Воронежа, хотя основной базой стал Камерный театр. Ребята удивляли своей заинтересованностью, талантом и профессионализмом.
Работа режиссеров над эскизами дала возможность увидеть, как доселе только прочитанные тексты приобретают новые объемы и акценты. Режиссер Марфа Горвиц сделала с актерами эскиз пьесы «Летели качели» Константина Стешика, и он совершенно необъяснимо проник вглубь моего сознания и там застрял.
Отдельное спасибо организаторам за возможность диалога с авторами: это было важным не только для них самих, но и для зрителей. Особенно активно участвовал в них Андрей Иванов – спасибо ему за участие в обсуждениях пьес коллег по цеху.
Воронежская публика, нет, скорее, публика Платоновского фестиваля радовала меня тем, что понимала и принимала форму современных пьес. Авторы из Беларуси популярны, и, несмотря на то, что с театроведческой точки зрения это можно объяснить, впечатляет количество белорусских драматургов, вызывающих внимание. В разговорах о причинах скопления драматургов в Минске вспоминались многие процессы и персоны, повлиявшие на развитие белорусского театра. Среди них Андрей Карелин, открывший Павлу Пряжко конкурс «Евразия», Николай Халезин и драматургический конкурс Белорусского Свободного театра, появление Центра белорусской драматургии. И сейчас очень сложно сказать, в чем секрет такого стремительного развития современной белорусской драматургии.
Белорусская драматургия была представлена в Воронеже как художественное явление, которое органично дополнило сложную палитру основной программы Платоновского фестиваля искусств. Это, конечно, очень приятно».
Статья Кристины Матвиенко о Днях белорусской драматургии: http://screenstage.ru/?p=6993
РТБД/ЦБД 28 ноября
РТБД/ЦБД 16 ноября
РТБД/ЦБД 4 ноября